Закрыть ... [X]

Уход работника из организации

Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора


Статья 178. Выходные пособия

1. Выходное пособие - денежная сумма, выплачиваемая работнику при прекращении трудового договора в случаях и размерах, предусмотренных законом, коллективным договором либо трудовым договором.

2. Размеры выходного пособия дифференцированы в зависимости от основания прекращения трудового договора.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК) либо в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК). Аналогичный размер выходного пособия предусмотрен для случая, когда трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, причем выплата его осуществляется при условии отсутствия вины работника в нарушении указанных правил (ч. 3 ст. 84 ТК).

Основания расторжения трудового договора, обусловливающие выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка, перечислены в ч. 3 комментируемой статьи.

3. Лицам, работающим по совместительству, выходные пособия при увольнении выплачиваются на общих основаниях в соответствии со ст. 287 ТК.

4. Для отдельных категорий работников предусмотрены особые правила выплаты выходного пособия. Так, при прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 296 ТК).

Случаи выплаты выходного пособия и его размеры при прекращении трудового договора с работником, работающим у работодателя - физического лица, определяются трудовым договором (ст. 307 ТК).

Работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором (ст. 292 ТК).

5. Женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории РФ, выплачивается выходное пособие в размере двухмесячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР, что предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР от 5 ноября 1991 г. N 585 "Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР"(92) и приказом Министра обороны РФ от 11 июля 2002 г. N 265 "О выплате женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выходного пособия в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность"(93). Выплата выходного пособия производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и предусмотренных в сводной смете расходов Министерства обороны РФ на обеспечение льгот и компенсаций военнослужащим и членам их семей. Согласно указанному приказу Министра обороны РФ и разъяснению, содержащемуся в письме Минфина России от 22 июня 1992 г. N 42 "О порядке выплаты выходного пособия женам военнослужащих", данное выходное пособие выплачивается финансовым органом воинской части по месту службы мужа.

6. Выплата выходного пособия при увольнении в связи с неудовлетворительным результатом испытания не предусмотрена (ст. 71 ТК).

7. В ст. 64 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и в п. 4 ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"(94) установлена очередность удовлетворения требований кредиторов юридического лица при его ликвидации. Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, производятся во вторую очередь. При этом следует учитывать, что согласно ст. 136 указанного Федерального закона при определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также проценты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся работнику выплат в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

8. Особые правила выплаты выходных пособий предусмотрены для судей при выходе либо удалении в отставку. Так, согласно п. 3 ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"(95) ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

Исчисление размера выходного пособия производится в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" из расчета должностного оклада судьи, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

9. Расчет размера выходного пособия при увольнении требует определения размера среднего заработка работника. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК, используется единый порядок ее исчисления, установленный ст. 139 ТК. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Расчет производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Перечень выплат, учитываемых для расчета среднего заработка, предусмотрен п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922.

10. При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету (п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"(96)).

11. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность установления в коллективных договорах или в трудовых договорах других случаев выплаты выходных пособий, а также повышения их размеров. Например, в п. 4.3.2 Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009-2011 годы рекомендовано предусматривать в коллективных договорах и трудовых договорах с работниками выплату выходного пособия в размере не менее среднего месячного заработка в случае прекращения трудового договора по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, т.е. в повышенном размере по сравнению в законодательством.

В коллективном договоре размеры выходных пособий, выплачиваемых работнику при увольнении по соответствующим основаниям, могут быть дифференцированы в зависимости от выслуги лет либо от продолжительности стажа работы в данной организации. Например, согласно п. 8.1.15 Федерального отраслевого соглашения по радиоэлектронной промышленности Российской Федерации на 2009-2011 годы работникам, проработавшим в организации 10 и более лет, выходное пособие выплачивается в повышенном размере, определяемом коллективным договором.

12. Законами отдельных субъектов РФ установлена выплата выходных пособий определенным категориям работников при увольнении в связи с выходом на пенсию.

Например, согласно п. 3 ст. 31 Закона Псковской области от 20 февраля 2002 г. N 175-03 "Об образовании в Псковской области"(97) одной из социальных гарантий для педагогических работников образовательных учреждений является выплата единовременного выходного пособия в размере 60 тыс. руб. при увольнении из областного образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения в связи с выходом на пенсию и наличии стажа педагогической деятельности не менее 25 лет.

В Законе Вологодской области от 30 октября 1998 г. N 305-03 "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области"(98) установлено, что медицинские работники государственных специализированных противотуберкулезных учреждений, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи и подвергающиеся риску заражения при исполнении уход работника из организации служебных обязанностей, имеют, в частности, право на выходное пособие за счет средств областного бюджета в размере 5000 руб. в связи с выходом на пенсию при наличии стажа работы в специализированных противотуберкулезных организациях и службах не менее 20 лет.

В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 13 Закона Ненецкого автономного округа от 24 октября 2007 г. N 137-03 "Об аварийно-спасательных службах Ненецкого автономного округа"(99) начальникам, спасателям и другим работникам аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований предоставлено право на получение за счет средств окружного бюджета единовременного выходного пособия в размере 10 должностных окладов (тарифных ставок) без начисления районного коэффициента и климатических надбавок при увольнении с работы в связи с выходом на пенсию по возрасту или состоянию здоровья (при условии, что работник отработал в аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Ненецкого автономного округа не менее 15 лет).

Различные размеры выходных пособий, выплачиваемых отдельным категориям работников при увольнении в связи с выходом на пенсию, предусмотрены и в законах некоторых других субъектов РФ.

13. Помимо выплаты выходного пособия при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК) комментируемая статья предусматривает правило о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Причины задержки трудоустройства значения не имеют. Средний заработок за второй месяц выплачивается работодателем по окончании указанного периода при условии предъявления бывшим работником паспорта и трудовой книжки, в которой отсутствует запись о приеме на новую работу.

14. Сохранение в исключительных случаях за уволенным работником среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по основаниям, указанным в ч. 1 комментируемой статьи, возможно при наличии следующих условий:

- обращение работника в органы службы занятости в течение двух недель после увольнения;

- принятие органами службы занятости соответствующего решения.

15. Течение двухнедельного срока начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. В срок, исчисляемый в календарных неделях, включаются и нерабочие дни (ст. 14 ТК).

16. Решение органов службы занятости о сохранении за работником, уволенным по указанным в ч. 1 комментируемой статьи основаниям, среднего заработка за третий месяц принимается при условии своевременного обращения работника, ищущего работу, в указанные органы, признания его в установленном порядке безработным и невозможности предоставления ему подходящей работы.

Подходящей, согласно ст. 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации"(100), считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

- впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке;

- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

Следует иметь в виду, что органы службы занятости не вправе принять решение о сохранении среднего заработка за третий месяц в отношении пенсионеров по старости, уволенных по указанным в ч. 1 комментируемой статьи основаниям, поскольку согласно п. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 указанного Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, не могут быть признаны безработными. Однако данное условие может быть предусмотрено в коллективном либо в трудовом договоре.

17. При признании гражданина безработным в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").

18. Выплата сохраняемого за уволенным работником среднего заработка за третий месяц поиска работы производится работодателем по прежнему месту работы при условии предъявления бывшим работником паспорта, трудовой книжки с отсутствующей записью о приеме на новую работу и документа, подтверждающего принятие органами службы занятости решения о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по основаниям, указанным в ч. 1 комментируемой статьи.

19. Если работник в течение второго или третьего месяца после увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации поступил на новую работу, то средний заработок сохраняется за дни, предшествующие трудоустройству.

20. Для работников, увольняемых из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК), предусмотрены более длительные по сравнению с общим правилом сроки сохранения среднего заработка на период трудоустройства и более продолжительные сроки для обращения в органы службы занятости.

Так, согласно ст. 318 ТК, указанным работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

21. При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников с лицами, работающими по совместительству, средний заработок на период трудоустройства не сохраняется.

22. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций"(101) командирам воинских частей при выводе этих частей с территории государств - бывших союзных республик СССР и других государств на территорию РФ, а также при передислокации воинских частей на территории РФ в другую местность, предоставлено право увольнять работников (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации. Выплата средней заработной платы этим работникам за второй и третий месяцы периода трудоустройства должна производиться одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы.

23. За работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняется на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия, что предусмотрено Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании"(102).

24. Согласно ст. 375 ТК и ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"(103) работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.

При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

25. Выходное пособие, а также средний месячный заработок, сохраняемый за работником на период трудоустройства в определенных законом случаях, являясь компенсационными выплатами, связанными с увольнением работника (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ.


Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников. Преимущественное право на оставление на работе предоставлено работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что, устанавливая в качестве таких критериев более высокую производительность труда работника и его квалификацию, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работникам, имеющим более высокие результаты трудовой деятельности и профессиональные качества, так и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками (см., например определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. N 916-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Силонова Ивана Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 81 и частью первой статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации", определение Конституционного Суда РФ от 16 апреля 2009 г. N 538-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Марковского Геннадия Николаевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации", определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2006 г. N 581-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Витовой Антонины Степановны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации", и некоторые другие).

Определить более высокий уровень производительности труда можно только в отношении тех работников, результаты труда которых поддаются количественному учету. Более высокой производительностью труда обладает работник, который при условии качественного выполнения трудового задания за равный промежуток времени выполняет больший объем работ, оказывает большее количество услуг, выпускает большее количество продукции, обслуживает большее количество различных объектов, агрегатов, механизмов и т.д. по сравнению с другими работниками с аналогичной трудовой функцией.

Квалификация работника - степень и вид профессиональной обученности, наличие соответствующего комплекса знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы.

Квалификационные требования определены должностными инструкциями, разработанными и утвержденными работодателем на основе соответствующих тарифно-квалификационных справочников. Согласно постановлению Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"(104) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Уровень квалификации работника подтверждается документами об образовании, о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации, о наличии ученой степени или ученого звания, а также записями в трудовой книжке, подтверждающими стаж работы в определенной должности, либо по определенной профессии или специальности.

Если производительность труда одного работника по сравнению с другим выше, а квалификация ниже, то вопрос о преимущественном праве на оставление на работе решается работодателем с учетом конкретных обстоятельств.

2. При равной производительности труда и квалификации работников вопрос о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников решается в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи, в которой перечислены работники, которым отдается предпочтение, причем последовательность перечисления указанных категорий работников значения не имеет.

3. В ч. 2 комментируемой статьи дается толкование понятия "иждивенцы". Для уточнения перечня граждан, которых можно считать находящимися на иждивении работника, представляется возможным руководствоваться пенсионным законодательством. На основании п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(105) можно сделать вывод о том, что к числу нетрудоспособных членов семьи работника относятся:

1) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

3) родители и супруг, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

Применяя нормы ч. 2 комментируемой статьи, необходимо учитывать правило, предусмотренное п. 4 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому иждивение детей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

4. При определении круга лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе, следует иметь в виду, что получение отдельными членами семьи работника различного рода пенсий, пособий дотаций, компенсаций не свидетельствует о наличии у них самостоятельного заработка.

5. Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание.

Действующее законодательство не содержит определения понятия "трудовое увечье" и не устанавливает критериев, позволяющих отнести соответствующее повреждение здоровья к трудовому увечью. Представляется, что в настоящее время трудовым увечьем, полученным в период работы у данного работодателя, следует считать увечье, полученное в результате несчастного случая на производстве, поскольку Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6(106), в п. 106 которого перечислялись обстоятельства, позволяющие считать временную нетрудоспособность наступившей вследствие трудового увечья, в настоящее время фактически утратило силу с 1 января 2007 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Несчастный случай на производстве в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"(107) представляет собой событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных названным Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную, или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности (ст. 3 указанного Федерального закона).

6. К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"(108) относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в названном Федеральном законе;

3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1951 г., а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1957 г. согласно решениям Правительства СССР;

5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 г. по декабрь 1951 г. и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;

6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в Приложении к указанному Федеральному закону.

7. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников предоставляется работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от производства, независимо от вида образовательного учреждения, оказывающего соответствующие образовательные услуги, и от формы обучения.

8. В отношении отдельных категорий работников преимущественное право на оставление на работе при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников предусмотрено соответствующими законодательными актами. Так, в Законе РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников независимо от времени работы в данной организации имеют:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

а) граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

б) военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

в) граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

г) граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 гг. в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 гг. службу в зоне отчуждения;

5) рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Меры социальной поддержки, и в том числе преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, предусмотренное п. 7 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, перечисленные в указанной статье, а также на некоторых иных лиц.

Действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространено на определенные категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, что предусмотрено Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"(109).

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"(110) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников независимо от времени работы в организации предоставлено гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

В Законе РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"(111) в отношении указанных категорий работников предусмотрено преимущественное право оставления на работе при сокращении численности и штата работников независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении или организации.

Согласно ч. 6 ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"(112) одной из социальных гарантий, установленных для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, является преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"(113) для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предусмотрено преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников. Аналогичное право предоставляется и одиноким матерям военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по призыву (п. 5 ст. 23). Кроме того, преимущественным правом на оставление на работе в государственных организациях и воинских частях при прочих равных условиях пользуются супруги военнослужащих - граждан (п. 6 ст. 10).

В силу п. 5 ст. 35 Закона СССР от 31 мая 1991 г. N 2213-I "Об изобретениях в СССР"(114) преимущественное право быть оставленными на работе при сокращении численности или штата работников предприятия имеют изобретатели.

9. Комментируемая статья предусматривает возможность установления в коллективном договоре иных категорий работников, обладающих преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при условии равной производительности труда и квалификации. Например, в п. 4.3.3 Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009-2011 годы работодателям и первичным профсоюзным организациям рекомендовано предусматривать в коллективных договорах преимущественное право оставления на работе при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях профессионального образования, независимо от того, за чей счет они обучаются.

10. Преимущественное право на оставление на работе для отдельных категорий работников предусмотрено рядом отраслевых соглашений. Как правило, указанное право при равной производительности труда и квалификации предоставляется (см., например, п. 4.1.5 Отраслевого соглашения по системе органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации на 2008-2010 годы, п. 4.1.5 Отраслевого соглашения по организациям, учреждениям, подразделениям и органам внутренних дел Российской Федерации на 2009-2011 годы, п. 4.2.3 Отраслевого соглашения по организациям Федерального архивного агентства на 2008-2010 годы, п. 4.2.4 Отраслевого соглашения по органам, учреждениям и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний на 2008-2010 годы):

- лицам предпенсионного возраста (за два года до пенсии);

- работникам, проработавшим в организации свыше 10 лет;

- одиноким родителям, имеющим на иждивении детей до 16-летнего возраста;

- несовершеннолетним работникам.

11. Преимущественное право на оставление на работе при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников должно определяться только в отношении работников, занимающих одинаковые должности в одном структурном подразделении.

12. При сокращении численности или штата работников преимущественное право определяется только при решении вопроса об оставлении на той работе, которая выполнялась работниками ранее. При проведении работодателем процедуры предложения работникам, подлежащим сокращению, другой имеющейся работы (других вакантных должностей), правила комментируемой статьи применяться не должны, поскольку это могло бы привести к ограничению права работодателя на самостоятельное решение кадровых вопросов.


Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

1. В соответствии с комментируемой статьей на работодателя возложена обязанность по предложению работнику, подлежащему увольнению в связи с сокращением численности или штата, другой имеющейся работы (вакантной должности), в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК, в которой определены требования, которым должна соответствовать указанная работа. Так, работодатель обязан предложить как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При решении вопроса о переводе работника на другую работу, как указывается в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Работодатель обязан предлагать работнику все вакансии, имеющиеся у него в данной местности. На основании п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" можно сделать вывод о том, что работнику должны быть предложены вакантные должности, имеющиеся во всех структурных подразделениях организации (филиалах, представительствах, отделах, цехах, участках и т.д.), расположенных в пределах административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

2. Работодатель вправе предложить работнику, подлежащему увольнению в связи с сокращением численности или штата, должности, которые не являются вакантными, но заняты работниками, временно отсутствующими на работе в связи с длительной командировкой, продолжительным заболеванием, необходимостью ухода за детьми, не достигшими возраста трех лет, и т.д.

3. Работодатель не обязан предлагать работнику вышестоящие должности, а также должности, которые потребуют дополнительного обучения, переобучения либо повышения квалификации. В свою очередь, работник не вправе требовать от работодателя направления на обучение, переобучение и повышение квалификации с целью последующего трудоустройства на имеющиеся у работодателя вакансии.

При этом следует учитывать, что отдельным категориям работников федеральными законами могут быть установлены дополнительные гарантии, касающиеся возможностей обучения и переобучения в случае увольнения в связи с сокращением численности или штата работников. Например, в ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(115) предусмотрено, что работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

При этом к числу детей-сирот, согласно указанному законодательному акту, относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

4. Возможность переобучения и повышения квалификации работников, увольняемых из организации в связи с сокращением численности или штата, за счет средств работодателя может быть предусмотрена в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах. Например, согласно п. 5.2.5 Отраслевого тарифного соглашения по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008-2010 годы работодатели обеспечивают предоставление высвобождаемым работникам предприятий и организаций возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь срок обучения.

В п. 4.2.6 Отраслевого соглашения по организациям Федерального архивного агентства на 2008-2010 годы предусмотрено, что в целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с сокращением численности или штата работников (должностей гражданской службы), численность работающих регулируют, в частности, за счет упреждающего профессионального обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации) высвобождаемых работников и гражданских служащих организаций Росархива до наступления срока расторжения трудового договора (служебного контракта) и перемещения их внутри организаций Росархива на подходящие вакантные места.

5. Предложение работнику, подлежащему увольнению в связи с сокращением численности или штата, имеющихся у работодателя вакансий осуществляется в письменной форме. Работник письменно должен либо подтвердить свое согласие занять одну из предложенных вакансий, либо выразить свой отказ от предложенных должностей. Если работник отказывается от ознакомления с предложенным работодателем перечнем вакансий, составляется соответствующий акт.

6. Трудовой кодекс РФ, устанавливая процедуру трудоустройства работника, не предусматривает точного количества предложений вакансий, которое работодатель должен сделать работнику в период срока предупреждения об увольнении в связи с сокращением численности или штата. Перечень вакантных должностей вручается работнику одновременно с письменным предупреждением о предстоящем увольнении.

Целесообразно предлагать работнику вакансии по мере их появления в течение всего срока предупреждения об увольнении. В последний день работы работнику необходимо еще раз предложить все вакансии, отвечающие соответствующим требованиям, в том числе и те, от которых он ранее отказался, если они остаются незанятыми.

7. Предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата персонально и под роспись означает, что подлежащему увольнению работнику необходимо лично вручить письменное уведомление, факт ознакомления с которым он удостоверяет своей росписью с указанием даты предупреждения. В случае отказа работника от получения предупреждения о предстоящем увольнении составляется соответствующий акт.

8. Работодатель обязан предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата не менее чем за два месяца до увольнения, что свидетельствует об установлении в комментируемой статье лишь минимального срока предупреждения. Вполне правомерно предупредить работника и за больший срок, что создает для него благоприятные условия для поиска новой работы.

Для отдельных категорий работников ТК предусматривает иные сроки предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата работников. Так, работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, должны быть предупреждены об увольнении по указанным основаниям не менее чем за три календарных дня (ст. 292 ТК), а работники, занятые на сезонных работах, - не менее чем за семь календарных дней (ст. 296 ТК).

Более продолжительные сроки предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата могут быть предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях. Например, в п. 8.5 Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009-2011 годы, предусмотрено, что стороны указанного Соглашения рекомендуют предусматривать в коллективных договорах и соглашениях обязательства по предупреждению работников о возможном сокращении численности или штата не менее чем за три месяца.

9. Указывая в уведомлении о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников конкретную дату расторжения трудового договора, работодатель должен учитывать правило, предусмотренное ч. 6 ст. 81 ТК, согласно которому не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. В этих случаях увольнение производится по окончании временной нетрудоспособности или отпуска.

10. Предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата направляется только тем работникам, которые подлежат увольнению, т.е. после проведения процедуры определения преимущественного права на оставление на работе.

11. В коллективных договорах и соглашениях для работников, получивших уведомление об увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата, могут быть предусмотрены дополнительные гарантии, связанные с необходимостью поиска новой работы. В подавляющем большинстве федеральных отраслевых соглашений предусмотрено предоставление указанным работникам свободного от работы времени для поиска новой работы с сохранением среднего заработка.

Например, согласно п. 7.7 Федерального отраслевого соглашения по речному транспорту на 2009-2011 годы работникам, получившим уведомление об увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, предоставляется освобождение от работы по согласованию с администрацией (один день в неделю) для поиска нового места работы с сохранением среднего заработка.

Согласно п. 9.5 Федерального отраслевого соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Российской Федерации на 2009-2010 годы(116) работодатели обязуются предоставлять работникам, высвобождаемым по сокращению численности или штата, за два месяца до увольнения свободное от работы время (не менее 4 часов в неделю) для поиска нового места работы с сохранением среднего заработка.

12. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность работодателя расторгнуть трудовой договор с работником, подлежащим увольнению в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата, до истечения срока предупреждения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи. При этом досрочное увольнение допускается при соблюдении следующих условий:

1) инициатива расторжения трудового договора до истечения срока предупреждения исходит от работодателя;

2) работник дает письменное согласие на досрочное увольнение;

3) работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения.

Цель выплаты дополнительной компенсации заключается в возмещении работнику того заработка, который он мог бы получить, работая на прежней работе в течение всего срока предупреждения. Выплата дополнительной компенсации производится одновременно с выплатой выходного пособия и иных сумм, причитающихся работнику при увольнении.

13. Инициатива расторжения трудового договора до истечения срока предупреждения может исходить и от работника, подлежащего увольнению в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата. В этом случае права на получение дополнительной компенсации, предусмотренной ч. 3 комментируемой статьи, работник не приобретает и выплата указанной компенсации зависит от усмотрения работодателя. Увольнение работника по его просьбе, выраженной в письменной форме, до истечения срока предупреждения является правом, а не обязанностью работодателя.

14. К числу необходимых мер, которые работодатель принимает при угрозе массовых увольнений, следует отнести возможность введения с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест, что предусмотрено в ст. 74 ТК.

15. Определенные мероприятия, которые работодатель обязан провести в случае угрозы массовых увольнений, могут быть предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях. Например, в п. 8.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы предусмотрено, что в случае неизбежного массового (свыше 10%) сокращения работников, критерий которого установлен в соответствии со ст. 82 ТК, работодатели не менее чем за три месяца до момента сокращения в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить.

В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств организаций переквалификацию и трудоустройство высвобождаемых работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;

16. Критерии массового увольнения, согласно ст. 82 ТК, определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

В большинстве соглашений критерии массового увольнения полностью соответствуют тем критериям, которые в свое время были определены в Положении об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденном постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99(117). Так, основными критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним относятся:

1) ликвидация организации с численностью работающих 15 и более человек;

2) сокращение численности или штата работников организации в количестве:

а) 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

б) 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

в) 500 и более человек в течение 90 календарных дней;

3) увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

В отдельных соглашениях предусмотрены иные критерии массового увольнения работников. Например, согласно п. 4.5 Отраслевого соглашения по территориальным органам и организациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2010-2012 годы критериями массового увольнения работников организаций Роспотребнадзора считаются:

1) ликвидация организации Роспотребнадзора любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

2) сокращение численности или штата работников в количестве:

а) 25 и более человек в течение 30 календарных дней;

б) 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

в) 300 и более человек в течение 90 календарных дней.

Согласно п. 5.6 Отраслевого соглашения по организациям Российской академии медицинских наук на 2009-2011 годы(118) критерием массового высвобождения в отрасли признается сокращение численности или штата работников организации: одновременно в течение 30 календарных дней 25 человек и более при численности работающих 1000 человек и более, 20-24 человека при численности работающих от 500 до 1000 человек, 15-19 человек при численности работающих от 300 до 500 человек, 5% и более от общей численности работающих в организации.

В соответствии с п. 5.1 Отраслевого соглашения по организациям Российской академии наук на 2009-2011 годы(119) критерием массового высвобождения является сокращение численности или штата работников организации РАН на 5% в течение года.

17. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников следует иметь в виду, что в отношении отдельных категорий работников в трудовом законодательстве, соглашениях, коллективных договорах установлены ограничения либо запрет на увольнение по указанному основанию. Приведем отдельные примеры:

1) в силу ст. 261 ТК не допускается увольнение в связи с сокращением численности или штата женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери;

2) в п. 11.1 Отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2009-2011 годы(120) рекомендуется при массовом высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата воздерживаться от увольнения по этому основанию женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также работников, имеющих трех и более детей;

3) согласно п. 8.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы работники предпенсионного возраста (за три года до момента возникновения права на пенсию), лица, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матери-одиночки не могут быть уволены по сокращению штата или численности работников без трудоустройства в действующих организациях;

4) в п. 5.24 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы предусмотрено, что в течение одного года из организации в связи с сокращением численности или штата работников может быть уволен только один из супругов.

18. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата, предусмотрены в отдельных федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Можно привести отдельные примеры:

1) в ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель указанной пенсии вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с п. 7 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". К указанной пенсии может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается.

Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно утвержден постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 июня 2001 г. N 48(121);

2) в соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"(122) определенным категориям работников организаций ядерного оружейного комплекса при выходе на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение.

Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию утверждено постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 549(123);

3) в ст. 23 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"(124) установлен определенный комплекс мер социальной поддержки, которые предоставляются увольняемым работникам и другим категориям лиц.

Так, во-первых, сверх установленных законодательством РФ о труде мер социальной поддержки работникам, увольняемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее пяти лет и право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, предоставляется единовременное пособие в размере 15% среднего заработка за каждый год работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Во-вторых, работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ.

В-третьих, для работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и стаж работы не менее 10 лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией этих организаций или при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) до продажи пакета акций этих организаций, находящихся в федеральной собственности, предусматривается дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии).

В-четвертых, в случае продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей бесплатный пайковый уголь предоставляется следующим категориям лиц, если они проживают в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и если они пользовались таким правом до продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или до ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей:

- семьям работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профессионального заболевания, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца;

- пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет на шахтах (разрезах), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей;

- вдовам (вдовцам) бывших работников организаций;

- инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности.

В-пятых, высвобождаемые при ликвидации работники имеют приоритетное право на приобретение производственных помещений ликвидируемых организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) или на их аренду для организации предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности;

4) в п. 11 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206(125) ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

19. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в коллективных договорах и соглашениях может предусматриваться выплата единовременных пособий, предоставление других социальных льгот и гарантий сверх установленных законодательством.

Например, в п. 5.20 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы предусмотрена выплата работникам предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством РФ), увольняемым из организации в связи с ее ликвидацией, сокращением численности или штата работников (имеющим на день увольнения стаж работы в данной организации не менее 10 лет), единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка.

Во многих коллективных договорах и соглашениях установлено, что работникам, уволенным из организации в связи сокращением численности или штата работников организации, предоставляется преимущественное право трудоустройства в соответствии с их квалификацией в данную организацию в случае создания в ней новых рабочих мест или возникновения вакансий.

20. Комментируемая статья предусматривает комплекс гарантий и компенсаций, которые должны быть предоставлены работнику, осуществляющему трудовую деятельность у работодателя - юридического лица, в случае его увольнения в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата. Гарантии и компенсации в случае расторжения трудового договора по указанным основаниям, предоставляемые работнику, работающему у работодателя - физического лица, определяются трудовым договором в соответствии со ст. 307 ТК.


Статья 181. Гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации

1. Расторжение трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации является одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя (п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК).

2. Расторжение трудового договора с указанными в комментируемой статье работниками производится новым собственником не позднее трех месяцев с момента возникновения у него права собственности, что предусмотрено в ст. 75 ТК. При этом следует учитывать, что согласно ст. 81 ТК увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске не допускается.

3. В п. 32 Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указывается, что расторжение трудового договора по названному основанию возможно лишь в случае смены собственника имущества организации в целом. Указанные лица не могут быть уволены по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК при изменении подведомственности (подчиненности) организации, если при этом не произошла смена собственника имущества организации.

Под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности:

- при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"(126), ст. 217 ГК РФ);

- при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (последний абзац п. 2 ст. 235 ГК РФ);

- при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот;

- при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта РФ и наоборот.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 66 и п. 3 ст. 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ, а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ имеют лишь обязательственные права в отношении таких юридических лиц (например, участвовать в управлении делами товарищества или общества, принимать участие в распределении прибыли), изменение состава участников (акционеров) не может служить основанием для прекращения трудового договора по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК с лицами, перечисленными в этой норме, так как в этом случае собственником имущества хозяйственного товарищества или общества по-прежнему остается само товарищество или общество и смены собственника имущества не происходит.

4. В комментируемой статье установлен минимальный размер компенсации, которую новый собственник обязан выплатить в случае расторжения трудового договора с указанными работниками. В трудовых договорах, заключаемых с руководителем организации, его заместителями, главным бухгалтером, может быть предусмотрен более высокий размер компенсации.

5. Размер среднего месячного заработка определяется в соответствии с правилами, установленными в ст. 139 ТК. Перечень выплат, учитываемых для расчета среднего заработка, предусмотрен п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Работник в отпуске по уходу за ребенком: особенности трудовых Работа со схемами при вязании крючком

Уход работника из организации Уход работника из организации Уход работника из организации Уход работника из организации Уход работника из организации Уход работника из организации

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ