Нарушение слуха у детей и его коррекция

Печатается по изданию: . Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – Санкт-Петербург, 2005

Стр. 54–73

Глава 2. Нарушения слуха

2.1. Типы нарушений слуха

Существуют различные классификации нарушений слуха, которые основаны на разных критериях.

В зависимости от того, какой механизм преобразования звуковых сигналов в слуховой системе поврежден, нарушения слуха делятся на кондуктивную тугоухость (нарушение механизма звукопроведения) и нейросенсорную тугоухость (нарушение механизма звуковосприятия).

По локализации повреждения слуховые расстройства делятся на периферические, связанные с поражением наружного, среднего, внутреннего уха, нейронов спирального ганглия и слухового нерва, и центральные, обусловленные повреждениями подкорковых и корковых центров слуховой системы.

В зависимости от стороны повреждения нарушения слуха делят на односторонние (повреждено одно ухо — левое или правое) и двусторонние (повреждены оба уха).

Существует также деление расстройств слуха на наследственные (генетически обусловленные), врожденные и приобретенные. У 50% новорожденных тугоухость имеет наследственное происхождение. При этом у трети этих детей расстройства слуха сочетаются с другими нарушениями, т. е. входят в состав синдрома. Расстройства слуха могут сочетаться с заболеваниями глаз, костно-мышечной, покровной, нервной, эндокринной систем, заболеваниями почек. Наследственная тугоухость чаще обусловлена необратимыми изменениями структур улитки, но существуют также нарушения, связанные с аномалиями наружного и среднего уха. Наследственные нарушения слуха могут проявляться сразу после рождения ребенка или развиваться постепенно. Большая часть их развивается в раннем возрасте до овладения речью (долингвальная или прелингвальная тугоухость или глухота).

В настоящее время идентифицировано более 50 генов, ответственных за состояние слуховой функции. Мутации в этих генах вызывают различные расстройства слуха. Благодаря генетическим исследованиям очевидно, что патологические изменения при наследственной сенсоневральнои тугоухости возникают в разных структурах внутреннего уха — в волосковых клетках, межклеточных контактах, сосудистой полоске, спиральном ганглии, стереоцилиях, текториальной или рейснеровой мембране и др. Это зависит от того, в каком гене имеется мутация, и объясняет различия в проявлении наследственной тугоухости. Выделяют:

• врожденную сенсоневральную тугоухость тяжелой степени;

• врожденную низкочастотную сенсоневральную тугоухость;

• прогрессирующую низкочастотную тугоухость;

• прогрессирующую высокочастотную тугоухость;

• тугоухость с горизонтальным типом аудиограммы;

• прогрессирующую смешанную тугоухость;

• одностороннюю сенсоневральную тугоухость;

• флуктуирующую тугоухость и др.

Мутации гена GJB2, ответственного за образование белка кон-нексина-26, относятся к числу наиболее изученных. Коннексин-26 — мембранный транспортный белок межклеточных щелевых контактов. При этой мутации нарушается рециркуляция ионов калия, что приводит к избыточному содержанию ионов кальция во внутренних волосковых клетках и, как следствие, к их гибели. Данная мутация вызывает прогрессирующее снижение слуха, которое развивается, как правило, в первые годы жизни, приводя к тяжелым потерям слуха. Нарушения слуха, вызванные мутацией гена коннексина, эффективно компенсируются с помощью кохлеарного импланта, так как при этом не повреждается слуховой нерв.

Предполагается, что иногда мутации генов сами могут не вызывать тугоухости, но создают предпосылки для возникновения нарушения слуха под действием какого-либо внешнего фактора. Например, выделен ген (N-AT2), мутации в котором создают условия повышенной чувствительности к ототоксичным антибиотикам.

У большой части детей раннего возраста тугоухость является врожденной. При врожденной тугоухости причины ее, как правило, точно неизвестны. В этом случае рассматриваются возможные факторы риска, которые могли привести к возникновению нарушений слуха (заболевания матери во время беременности, осложнения беременности и родов и др., см. далее).

Приобретенная тугоухость возникает после рождения ребенка. Наиболее распространенными причинами нарушение слуха у детей и его коррекция приобретенной тугоухости являются отиты, прием ототоксичных антибиотиков, вирусные инфекции (грипп, скарлатина, эпидемический паротит, корь, ветряная оспа и др.), в том числе нейроинфекции (см. далее). Во многих случаях невозможно установить, является ли нарушение слуха врожденным или приобретенным. Эти нарушения часто прогрессируют.

С учетом возраста начала заболевания по отношению к развитию речи тугоухость делят на врожденную, прелингвальную (или долингвальную) и постлингвальную (возникает после развития речи).

В зависимости от характера течения заболевания нарушения слуха делятся на острые и хронические. Острая тугоухость возникает внезапно в результате какого-либо вредного воздействия (острое воспаление среднего уха, осложнение после вирусной инфекции, травма и др.) и может быть преходящей или стойкой. У детей первого года жизни обычно сложно заметить момент начала острой тугоухости, так как дети не предъявляют специфических жалоб. Если нарушения слуха носят стойкий характер, они считаются хроническими.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

В клинической практике чаше используется деление нарушений слуха на кондуктивную и нейросенсорную тугоухость.

2.2. Кондуктивная тугоухость

Расстройство обусловлено поражением звукопроводящего аппарата слуховой системы — наружного и среднего уха. Возможные причины кондуктивной тугоухости у детей — атрезия (полное или частичное недоразвитие) наружного слухового прохода.

серные пробки, повреждение барабанной перепонки, аномалии развития барабанной перепонки и косточек среднего уха, отиты, евстахеит и др.

Снижение слуха при кондуктивной тугоухости в большей части случаев вызвано снижением подвижности звукопроводящей системы «барабанная перепонка — косточки среднего уха — мембрана овального окна». Это приводит к ослаблению энергии звукового сигнала, передаваемого в улитку. Снижение слуха при кондуктивной тугоухости составляет от 10 до 60 дБ. Серная пробка в слуховом проходе может приводить к снижению слуха (15—30 дБ), преимущественно в низкочастотном диапазоне. У маленьких детей длительное время это может не проявляться, так как дети не выражают никакого беспокойства. Нарушение целостности барабанной перепонки (перфорация) или нарушение ее подвижности из-за рубцового перерождения после острых средних отитов приводит к повышению порогов слуха (40—55 дБ) в речевом частотном диапазоне.

Нарушение функции слуховой трубы (тубоотит или евстахеит), соединяющей среднее ухо с носоглоткой, является одной из распространенных причин кондуктивной тугоухости у детей. Оно наблюдается при воспалении носоглотки во время простудных заболеваний, при выраженных аденоидах, аллергическом и вазомоторном рините. При этом частично или полностью закрывается устье слуховой трубы и нарушается вентиляция барабанной полости, что приводит к втягиванию барабанной перепонки и нарушению ее подвижности. Снижение слуха составляет 15—20 дБ, преимущественно в низкочастотном диапазоне.

Для кондуктивной тугоухости чаще характерен восходящий тип аудиограммы (большее снижение слуха в низкочастотном диапазоне) и наличие повышенных порогов слуха по воздушной проводимости при нормальных порогах слуха по костной проводимости (костно-воздушный разрыв).

Во многих случаях снижение слуха при кондуктивной тугоухости может быть уменьшено или устранено благодаря лечению. В то же время воспалительные и другие патологические процессы в среднем ухе оказывают влияние на внутренне ухо: нарушают нормальное кровоснабжение, изменяют терморегуляцию окружающих тканей, способствуют проникновению микробов и токсинов. Это может быть причиной вторичного возникновения сенсоневральной тугоухости (см. далее) у ребенка.

Рецидивирующие отиты и аденоиды, приводящие к небольшому временному снижению слуха в течение первых лет жизни ребенка, являются причиной задержки его речевого развития в раннем возрасте. Это обусловлено тем, что ранний возраст является наиболее сенситивным периодом развития процессов анализа речевых сигналов, в том числе процессов фонематического анализа. Поэтому ребенку может быть рекомендована аденотомия, если аденоиды приводят к снижению слуха и задержке развития его речи. Задержка речевого развития у детей раннего возраста позднее переходит в общее недоразвитие речи, а в школьном возрасте у такого ребенка наблюдаются нарушения письма и чтения.

2.3. Нейросенсорная тугоухость

Эти нарушения обусловлены поражением звуковоспринимаю-щих структур слуховой системы — слуховых рецепторов улитки (волосковых клеток), слухового нерва, подкорковых и корковых отделов слуховой системы. У большей части детей нейросенсорная тугоухость вызвана поражением рецепторов улитки и других ее структур.

2.3.1. Сенсоневральная тугоухость

В эту группу относят нарушения слуха вследствие поражения рецепторов улитки (волосковых клеток) и слухового нерва. В России часто по отношению к этому нарушению не совсем корректно используется термин «нейросенсорная тугоухость».

Сенсоневральная тугоухость вызвана прежде всего повреждением волосковых клеток. Наличие патологических процессов в других структурах и точная локализация повреждения при этом заболевании (наружные или внутренние волосковые клетки и другие структуры улитки, нейроны спирального ганглия, волокна слухового нерва) у конкретного больного, как правило, неизвестны. По-видимому, в значительной части случаев повреждения охватывают несколько структур. Например, при сенсоневральной тугоухости, вызванной действием ототоксичных антибиотиков, патологические морфологические изменения выявляются в волосковых клетках (аплазия и дегенерация) и спиральном ганглии (атрофия). При сенсоневральной тугоухости, вызванной вирусом краснухи, патологические процессы выявлены в волосковых клетках (аплазия и дегенерация), мембране Рейснера (растяжение), покровной мембране (слипание), сосудистой полоске (атрофия, грануляции), спиральном ганглии (атрофия).

При сенсоневральной тугоухости поражение обычно начинается с наружных волосковых клеток. Они наиболее чувствительны к различным повреждающим воздействиям — ототоксичным препаратам, вирусной инфекции, дефициту кислорода и др. Постепенно процесс охватывает внутренние волосковые клетки, а также другие структуры улитки. В последние годы благодаря появлению новых методов исследования слуха в группе этих нарушений выделено самостоятельное расстройство — слуховая нейропатия, характеризующаяся (в отличие от сенсоневральной тугоухости) сохранностью наружных волосковых клеток (см. далее).

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Патологические изменения в слуховом нерве, происходящие при сенсоневральной тугоухости, как правило, менее выражены. Они диффузны и могут охватывать разные (по локализации и числу) волокна слухового нерва и клетки спирального ганглия. В наибольшей степени слуховой нерв страдает при потере слуха вследствие менингита и паротита, так как их возбудители (менингококк, вирус паротита) обладают выраженной нейротропностью. У большинства пациентов слуховой нерв остается сохранным в течение 10—15 и более лет даже после полной потери слуха. Это обстоятельство лежит в основе современного метода восстановления слуха у глухих пациентов — кохлеарной имплантации. В этом случае электродный протез (кохлеарный имплант) заменяет поврежденные волосковые клетки и передает информацию в слуховой нерв. В ряде случаев патологические изменения при сенсоневральной тугоухости могут быть ограничены исключительно структурами внутреннего уха, например, при некоторых наследственных формах тугоухости (мутации гена коннексина и др.). Это объясняет высокую эффективность кохлеарной имплантации и слухопротезирования у таких пациентов.

Повреждение слухового нерва при сенсоневральной тугоухости следует дифференцировать от так называемой ретрокохлеарной патологии, имеющей место при невриноме слухового нерва (опухоль, образующаяся при разрастании его шванновской оболочки) или его повреждении вследствие травмы. В этих случаях повреждение слухового нерва является ведущим и первичным по отношению к наблюдаемым также у части пациентов патологическим изменениям рецепторов. У детей раннего возраста эти нарушения встречаются очень редко.

У 10—15% детей с сенсоневральной тугоухостью повреждение волосковых клеток приводит к тяжелой степени тугоухости. В большинстве случаев поврежденные клетки не восстанавливаются. Лечение в основном направлено на сохранение остатков слуха, поскольку у значительной части детей может происходить про1рессирующее снижение слуха. При острой сенсоневральной тугоухости, возникающей при нарушении кровообращения, гипоксии, интоксикации, лечение, предпринятое в первые часы и дни после заболевания, у части пациентов может восстановить слух. К сожалению, у детей раннего возраста, как правило, невозможно определить момент начала заболевания.

У детей с сенсоневральной тугоухостью преобладает нисходящая конфигурация аудиограммы, при которой более сохранен слух в низкочастотном диапазоне. Но может встречаться плоская и восходящая аудиограмма.

Для большинства пациентов с сенсоневральной тугоухостью характерно наличие феномена ускоренного нарастания громкости звука (ФУНГ), который рассматривается как проявление поражения рецепторов улитки. В результате ощущение возрастания громкости звука при увеличении его интенсивности у них растет быстрее, а порог дискомфорта такой же или даже ниже, чем у нормально слышащих. При этом дети не слышат тихих звуков, но громкие звуки вызывают у них неприятные ощущения.

У значительной части детей имеется смешанная форма тугоухости — сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. При этом имеются повреждения соответственно в среднем ухе, а также в улитке.

2.3.2. Слуховая нейропатия

Это недавно выявленное особое нарушение слуха. Оно проявляется в том, что у пациента резко нарушено восприятие (разборчивость) речи, особенно в шумных условиях, а тональные пороги слуха у разных пациентов при этом колеблются в широких пределах — от нормы до глухоты. Для большинства пациентов характерна неустойчивость порогов слуха. В процессе развития слуховое восприятие у одних детей со слуховой нейропатией может меняться как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения, у других оно остается неизменным. Часть детей со слуховой нейропатией может научиться говорить, хотя их речевое развитие будет отставать от нормального. Некоторые дети могут овладеть только жестомимической формой речи.

Специальные методы исследования (см. далее диагностику этого нарушения) показали, что у этих пациентов в отличие от сенсоневральной тугоухости сохранны наружные волосковые клетки. Предполагается, что расстройство может быть обусловлено разными причинами:

• повреждением внутренних волосковых клеток;

• нарушением синаптической передачи между рецепторами улитки и слуховым нервом;

• нарушением синхронизации проведения возбуждения волокнами слухового нерва.

У одного пациента может быть одно из этих повреждений или их сочетание.

Частота встречаемости слуховой нейропатии предположительно составляет от 0,5 до 15% от числа пациентов с сенсоневральной тугоухостью.

К основным факторам риска, вызывающим слуховую нейропатию, относят гипербилирубинемию, малый вес ребенка при рождении, гипоксию плода. По нашим данным, слуховая нейропатия чаще встречается у недоношенных детей и может рассматриваться как проявление нарушения процессов созревания слуховой системы.

Слуховая нейропатия передается в некоторых семьях по наследству, что дает основание предполагать участие генетического фактора. Предполагают, что возникновение слуховой нейропатии связано с мутацией в otoferlin-гене (OTOF).

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

У некоторых пациентов слуховая нейронатия сочетается с другими неврологическими расстройствами (Friedrich's ataxia, syndrome Charcot-Marie-Tooth и др.), часть из которых является наследственными. По нашим наблюдениям, у большого числа детей со слуховой нейропатией имеется органическое поражение центральной нервной системы, приводящее к нарушению их коммуникативного и когнитивного развития.

В отличие от пациентов с сенсоневральной тугоухостью, основной части детей со слуховой нейропатией не помогают слуховые аппараты. Однако есть положительный опыт использования ими кохлеарных имплантантов. Выявление этой формы расстройства слуха объясняет наличие среди детей с хорошими остатками слуха тех, кому не помогает слуховой аппарат. Очевидно, что до появления методов, позволяющих диагностировать это расстройство, такие дети в зависимости от уровня тональных порогов слуха диагностировались либо как дети с сенсоневральной тугоухостью, обладающие особенностями, либо как сенсорные алалики (см. далее).

Кондуктивная и нейросенсорная тугоухость, слуховая нейропатия, обусловленные повреждениями наружного и среднего уха, структур улитки, нейронов спирального ганглия и слухового нерва, относятся к периферическим нарушениям слуха.

2.4. Центральные расстройства слуха (ЦРС)

Эти расстройства относятся к нейросенсорным нарушениям слуха и обусловлены повреждением подкорковых, начиная с кохлеарных ядер, и корковых центров слуховой системы. При этом нарушаются процессы анализа акустических, в том числе и речевых, сигналов: обнаружение, различение, узнавание, распознавание, запоминание звуковых сигналов. Дети с ЦРС ведут себя как слабослышащие, хотя имеют нормальные или незначительно повышенные пороги слуха.

ЦРС проявляются в нарушении способности:

• локализовать звук;

• анализировать короткие звуковые сигналы и их последовательности;

• воспринимать речь в шуме;

• формировать устойчивую связь между звуком/словом и обозначаемым им предметом;

• запоминать звуковые образы;

• поддерживать непроизвольное и произвольное слуховое внимание;

• воспринимать и запоминать фонемы, слова и их сочетания как звуковые сигналы.

Степень выраженности ЦРС у детей может быть очень различной. В наиболее тяжелых случаях нарушена способность даже обнаруживать звук — ребенок не реагирует на звуки или реагирует только на очень громкие звуки, у него трудно или невозможно выработать условно-рефлекторную поведенческую реакцию на звук, он не может различить два разных звука (звучания двух игрушек или двух слов). В наиболее легкой форме ЦРС проявляются в нарушении слухового внимания, быстрой утомляемости при слуховой нагрузке, ограниченном объеме слуховой и слухоречевой памяти, трудности восприятия речи в шуме и при ее быстром произнесении, трудности различения акустически сходных звуков речи (фонем). У некоторых детей регистрируются повышенные поведенческие пороги слуха, несмотря на нормальные пороги слуха по данным объективных методов оценки слуха.

Возможными причинами ЦРС у детей раннего возраста являются высокий уровень билирубина и недоношенность. В первом случае ЦРС — следствие токсического действия билирубина на центральную нервную систему и слуховые центры в частности. Bo-втором случае ЦРС связаны с нарушением процессов созревания нервных центров.

Выраженные ЦРС проявляются у детей с сенсорной алалией и сенсорной афазией. ЦРС разной степени выраженности выявляются у детей с разными нарушениями речи — аутизмом, врожденными расщелинами нёба, дислексией, алалией, дисграфией, дизартрией, умственной отсталостью.

В России не принято ставить диагноз «центральные расстройства слуха» у детей. Как правило, в этих случаях используется термин сенсорная алалия. При этом она рассматривается как нарушение развития восприятия речи у детей при нормальных порогах слуха и интеллекте. Такие дели хорошо воспринимают неречевые звуки (обнаруживают, различают, узнают звуки окружающей среды, звучания игрушек), но не понимают речь. Дети не понимают значения слов, хотя могут их повторить. Предполагается, что это обусловлено поражением височных зон коры больших полушарий мозга в перинатальный период (или нарушением их созревания). Диагноз устанавливается обычно после трех лет, когда на основании обследований и наблюдения динамики психомоторного и речевого развития ребенка удается исключить наличие периферического снижения слуха и грубой задержки общего психического развития. Полезная информация для диагностики сенсорной алалии может быть получена на основании регистрации электроэнцефаллограммы. У детей с сенсорной алалией нередко выявляются локальные изменения в височных зонах. Сенсорную алалию можно рассматривать как частный случай ЦРС, связанный с поражением слухоречевых центров коры больших полушарий мозга.

Чистые случаи сенсорной алалии встречаются редко. Обычно у детей имеется также небольшое снижение слуха вследствие поражения периферического отдела слуховой системы (сенсоневральная тугоухость I, II степени) и различная степень задержки общего психического развития.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Сенсорная афазия — нарушение восприятия речи вследствие повреждения корковых центров слуховой системы в результате травмы или нарушений кровообращения. При афазии в отличие от алалии предполагается, что у ребенка нарушается ранее сформированная способность восприятия речи. Как правило, это происходит при повреждении височной зоны (зоны Вернике) левого, доминантного для речи полушария (см. рис. 10). Левое полушарие является доминантным для речи не только у правшей, но и у большей части левшей. Ввиду высокой компенсаторной способности мозга в детском возрасте у детей стойкое расстройство речевосприятия наблюдается обычно при двухстороннем повреждении височных зон мозга. На восстановление развития

восприятия речи у ребенка при афазии влияет возраст, в котором произошло повреждение. Наилучший прогноз афазии при повреждении мозга в более раннем возрасте. Это обусловлено высокими компенсаторными возможностями мозга в раннем возрасте, так как в этом случае сохранные участки мозга начинают выполнять функции поврежденных зон. У детей сенсорная афазия приводит не только к нарушению восприятия речи (импрессивной речи), но и вследствие этого (вторично) к нарушению экспрессивной речи.

Особый случай сенсорной афазии — афазия с эпилепсией или синдром Ландау — Клеффнера. Это редкое расстройство возникает у детей обычно в возрасте 3—7 лет. Отличительный признак — наличие эпилептической активности в височных зонах мозга, чаще билатеральное, которое предположительно и является причиной распада речевой функции. Начинается заболевание с нарушения восприятия речи, которое приводит к нарушению экспрессивной речи. При синдроме Ландау — Клеффнера начало заболевания в раннем возрасте приводит к более значительным нарушениям речи. Это отличает его от афазии, возникающей вследствие травмы мозга.

ЦРС характерны и для детей с периферической тугоухостью, у которых они могут быть связаны как с первичным поражением слуховых центров, так и с их вторичным недоразвитием вследствие слуховой депривации. У тугоухого ребенка с вторичным недоразвитием ЦРС уменьшаются и исчезают по мере использования слухового аппарата и слуховой тренировки в процессе занятий с сурдопедагогом. Отсутствие положительной динамики в восприятии звуковых сигналов и речи в этом случае может быть признаком наличия у ребенка сопутствующих первичных поражений слуховых центров.

2.5. Степень снижения слуха

В большинстве случаев при нарушениях слуха понижается слуховая чувствительность. При этом ребенок в зависимости от степени нарушения слышит только звуки средней или большой громкости. В этих случаях имеет место тугоухость. Важную роль играет также расстояние, с которого ребенок слышит звуки, поскольку звук ослабевает с увеличением расстояния между источником звука и слушающим. При больших потерях слуха ребенок слышит только очень громкие звуки на близком расстоянии (глухота). Важно помнить, что полная глухота встречается крайне редко. Даже при очень большой потере слуха ребенок слышит громкие низкочастотные звуки (звук барабана, стук в дверь).

Для оценки степени снижения слуха используется понятие порог слуха — минимальный уровень звука, который слышит человек. При определении степени слуховых потерь оценивают пороги слуха на тоны разной частоты. Процедура определения порогов слуха называется аудиометрией (см. далее).

Степень снижения (потери) слуха, или степень тугоухости, определяется как среднее арифметическое значение тональных порогов слуха по воздушной проводимости в диапазоне основных частот речи. В международной классификации степень потери слуха оценивается в основном речевом диапазоне 500—4000 Гц, при этом оцениваются средние пороги слуха для тонов 5, 2000, 4000 Гц.

В зависимости от степени снижения слуха выделяют I, II, III, IV степени снижения слуха и глухоту. В табл. 5 приведены характеристики слухового восприятия при разной степени снижения слуха в соответствии с международной классификацией.

Таблица 5

Слуховое восприятие при различной степени потери слуха

Степень потери слуха

Средние пороги слуха, дБ

Восприятие разговорной и громкой речи

Восприятие шепотной речи

I

26–40

6–3

2 м – у уха

II

41–55

3 м – у уха

Нет – у уха

III

56–70

Громкая речь у уха

Нет

IV

71–90

Крик у уха

Нет

Глухота

> 91

0

Нет

2.6. Тональная аудиометрия

Тональная аудиометрия — это процедура определения порогов слуха на тоны разных частот. Существует также речевая аудиометрия, при которой предъявляются речевые сигналы и оценивается их восприятие, прежде всего разборчивость речи в разных условиях (проводится у взрослых и детей старшего возраста). Тональная аудиометрия проводится с помощью специального прибора — аудиометра, позволяющего предъявлять тоны разной частоты и разного уровня. В большинстве моделей аудиометров используются тоны частотой 125, 250, 500, 1000, 2000, 40Гц. Диапазон изменений уровня звуков обычно составляет от —10 дБ до 120 дБ. При этом изменять уровень звука можно шагом 5 дБ. Аудиометр снабжен телефонами и костным вибратором, что позволяет оценить пороги слуха по воздушной и костной проводимости, и благодаря этому определить тип нарушения слуха. Он также снабжен специальным пультом с кнопкой, на которую нажимает пациент, когда слышит звук.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

2.6.1. Описание процедуры

Перед обследованием аудиометрист объясняет пациенту задачу: «Слушайте (в наушниках) тихие и громкие звуки (типа гудков) и нажимайте на кнопку, как только услышите звук». Начинают обследование с определения порогов слуха по воздушной проводимости. Для этого пациенту надевают на голову телефоны с оголовьем и на одно ухо подают звуки разного уровня. При этом определяют порог слуха. Стабильность порога обязательно проверяют, предъявляя тон порогового уровня несколько раз. Аудиометрист наносит значения пороговых уровней звука, воспринимаемых пациентом, на специальный бланк (рис. 12). Процедуру начинают с тона частотой 1000 Гц, а затем выполняют для тонов 2000, 4000, 8000, 125 и 250 Гц. При обследовании на другое ухо подают маскирующий шум для того, чтобы исключить переслушивание тона лучше слышащим ухом у пациентов с большой разницей в порогах слуха на правом и левом ухе. Переслушивание происходит при разнице в порогах > 40 дБ. Обследование начинают с лучше слышащего уха, а затем проверяют хуже слышащее. Если слух на правом и левом ухе примерно одинаковый или данных о состоянии слуха у пациента нет, то обследование начинают с правого уха.

Рис. 12. Аудиограммы детей с нормальным слухом, полученные разными методами

Ось абсцисс – частота звукового сигнала, Гц; ось ординат – порог слышимости, дБ.

Сплошная линия – пороги слышимости воздушной проводимости, штриховая линия – пороги слышимости при костной проводимости

После определения порогов слуха по воздушной проводимости оценивают пороги слуха по костной проводимости с помощью вибратора, который устанавливается за ухом с помощью обруча. Эти пороги оцениваются на частотах 250—4000 Гц сходным образом. Однако процедура эта сложнее, поскольку необходимо, чтобы пациент осознанно различал звуковые и вибрационные ощущения, возникающие у него при стимуляции вибратора. Поэтому оценка порогов слуха по костной проводимости у маленьких детей и пациентов, не имевших слухового опыта, практически невозможна.

В целом определение порогов слуха по воздушной и костной проводимости для обоих ушей у взрослого человека занимает 30—40 мин и требует от него большого внимания и постоянного прислушивания к тихим звукам.

В результате проведения аудиометрии получают аудиограмму — график, характеризующий состояние слуха человека (см. рис. 12). На одном графике могут быть нанесены данные для одного уха (рис. 12А) или сразу для двух ушей (четыре линии: две сплошные и две штриховые). В последнем случае данные для правого уха в соответствии с международными правилами обозначаются красным цветом, для левого уха — синим.

На рис. 12А представлена аудиограмма ребенка старшего возраста с нормальным слухом, полученная с помощью стандартной тональной аудиометрии или игровой аудиометрии. На рис. 12Б — аудиограмма ребенка младшего возраста с нормальным слухом, полученная с помощью игровой аудиометрии при использовании телефонов воздушной проводимости. Рис. 12В демонстрирует аудиограмму, полученную у ребенка раннего возраста с нормальным слухом с помощью условно-рефлекторного метода Сузуки со зрительным подкреплением при предъявлении звука в свободном поле (см. глава 4). Она характеризует состояние слуха для обоих ушей. При наличии значительных различий между ушами эта аудиограмма отражает состояние слуха на лучше слышащем ухе.

2.6.2. Интерпретация аудиограммы

По аудиограмме можно определить, есть ли у ребенка снижение слуха, какой оно степени и др. «Читая» аудиограмму, мы последовательно отвечаем на следующие вопросы:

1) Есть ли у ребенка снижение слуха?

У ребенка есть снижение слуха (тугоухость), если средние пороги слуха по воздушной проводимости (сплошная линия на графике) на частотах 500, 1000, 2000, 4000 Гц равны 25 дБ и более. Если пороги слуха равны 15 дБ и менее, то слух у ребенка нормальный. Пороги слуха 20 дБ можно рассматривать как пограничное нарушение слуха.

2) Является ли у ребенка снижение слуха двухсторонним (бинауральным) или односторонним (монауральным)?

У ребенка двухсторонняя тугоухость, если на правом и левом ухе средние пороги слуха по воздушной проводимости (сплошная линия на графике) на частотах 500, 1000, 2000, 4000 Гц составляют 25 дБ и более.

У ребенка односторонняя (лево - или правосторонняя) тугоухость, если на одном ухе, левом или правом соответственно, средние пороги слуха по воздушной проводимости (сплошная линия на графике) на частотах 500, 1000, 2000, 4000 Гц составляют 25 дБ и более. На противоположном ухе пороги слуха при этом равны 15 дБ и менее.

3) Какая степень тугоухости у ребенка? У ребенка I, II, III или IV степень тугоухости на данном ухе, если среднее значение порогов слуха по воздушной проводимости (сплошная линия на графике) на частотах 500, 1000,2000,4000 Гц на этом ухе составляет соответственно 25—40 дБ (I степень), 41— 55 дБ (II степень), 56—70 дБ (III степень), 71—90 дБ (IV степень). У ребенка глухота на данном ухе, если среднее значение порогов слуха по воздушной проводимости (сплошная линия на графике) на частотах 500,1000,2000,4000 Гц составляет более 90 дБ. 4) Какой тип нарушения слуха у ребенка? У ребенка сенсоневральная тугоухость, если пороги слуха по воздушной (сплошная линия) и костной (штриховая линия) проводимости совпадают и составляют более 25 дБ.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

У ребенка кондуктивная тугоухость, если пороги слуха по воздушной проводимости (сплошная линия) составляют 25 дБ и более, а по костной (штриховая линия) — соответствуют нормальным (есть так называемый костно-воздушный разрыв).

У ребенка смешанная (сенсоневральная и кондуктивная) тугоухость, если пороги слуха по костной проводимости (штриховая линия) составляют более 25 дБ, а по воздушной (сплошная линия) — еще больше (есть костно-воздушный разрыв).

Следует отметить, что у детей раннего возраста пороги слуха по костной проводимости обычно не удается оценить. Диагностика кондуктивной тугоухости у маленьких детей проводится на основании данных импедансометрии (см. далее).

5) Что слышит ребенок с такой аудиограммой?

Ребенок слышит звуки, уровень которых больше его порогов слуха, т. е. звуки, которые расположены ниже линии порогов слуха по воздушной проводимости.

При нисходящей аудиограмме, характерной для сенсоневральной тугоухости, ребенок лучше слышит низкие звуки (в речи лучше слышит гласные, чем шипящие и свистящие согласные). При восходящей аудиограмме, характерной для кондуктивной тугоухости, ребенок лучше слышит высокие звуки, чем низкие.

При больших различиях в порогах слуха на правом и левом ухе реакции ребенка на звуки и его речевое развитие определяются порогами слуха на лучше слышащем ухе (рис. 13).

На рис. 13А представлена аудиограмма ребенка с двухсторонней сенсоневральной тугоухостью. Характерно совпадение порогов слуха по воздушной и костной проводимости. На правом ухе — II степень снижения слуха с плоской формой аудиограммы. Средний порог слуха на частотах 500—4000 Гц составляет (50 + 50 + 50 + + 55) /4 = 51 дБ. На левом ухе — III степень снижения слуха с нисходящей формой аудиограммы. Средний порог слуха на частотах 500—4000 Гц составляет соответственно (65 + 70 + 75 + 80)/4 = 72 дБ.

На рис. 13Б представлена аудиограмма ребенка с двухсторонней тугоухостью смешанного типа. На правом ухе — кондуктивная тугоухость 1 степени с восходящей формой аудиограммы. Для кондуктивной тугоухости характерно различие в порогах слуха по воздушной и костной проводимости (костно-воздушный разрыв) и нормальные пороги слуха по костной проводимости. Как видно в данном случае, средний порог слуха по воздушной проводимости на частотах 500—4000 Гц = (40 + 40 + 30 + 30)/4 = 35 дБ. На левом ухе — смешанная тугоухость (пороги слуха по воздушной и костной проводимости не совпадают и выше нормы) III степени. Средний порог слуха на частотах 500—4000 Гц составляет соответственно (70 + 75 + 85 + 85)/4 = 79 дБ.

Аудиограмма № 1

Аудиограмма № 2

Аудиограмма № 3

Рис. 13. Примеры аудиофамм при различных нарушениях слуха: ось абсцисс — частота звукового сигнала, Гц; ось ординат – порог слышимости, дБ.

Сплошная линия – пороги слышимости при воздушной проводимости, штриховая линия — пороги слышимости при костной проводимости (описание в тексте)

На рис. 13В представлена аудиограмма ребенка с правосторонней сенсоневральной тугоухостью IV степени (асимметричная аудиограмма). На правом ухе средний порог слуха на частотах 500–4000 Гц составляет (80 + 85 + 90 + 105)/4 = 90 дБ. На левом ухе нормальные пороги слуха.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста Технология укладки шпунтованной дсп

Нарушение слуха у детей и его коррекция Нарушение слуха у детей и его коррекция Нарушение слуха у детей и его коррекция Нарушение слуха у детей и его коррекция Нарушение слуха у детей и его коррекция Нарушение слуха у детей и его коррекция