Боинг 737 как это сделано

сделано

5

тэги: самолет

категория: наука и техника

комментировать

31

Вы правда хотите это узнать? Тогда приготовьтесь много читать. Боюсь, что не умещу все в один ответ, и придется писать два, или три. Это как в анекдоте, про продолжение в следующем номере журнала. Самолеты типа 737 нового поколения, могут управляться одним человеком. На них электронный навигационный комплекс заменяет штурмана. Все бортовые системы контролируются электроникой, что заменяет бортинженера. В этой связи, посадить такой самолет может и один человек. Для того, чтобы посадить любой самолет, в том числе и Boeing 737, надо его сначала поднять в воздух. Но вообразим ситуацию, когда Вам не повезло оказаться в самолете, которым никто не управляет. К примеру, пилоты телепортировались в лучший мир, испарились, распались на атомы, провалились в другое измерение, ушли в Чечню ( нужное подчеркнуть ). Для того, чтобы посадить подобный самолет Вам потребуется выполнить много важных действий, без которых данная миссия не выполнима. По большому счету ответить на этот вопрос в рамках ответа на БВ невозможно. Но я попробую, кратко. Мой ответ будет содержать минимум информации, и не будет являться описанием стандартной процедуры. Поэтому, убедительная просьба к профессионалам, не тыкать меня носом с криками, что жизни все не так. Сама знаю. И так, к примеру, Вы летите без пилотов на Boeing 737-600.

Для начала нужно попасть в кабину. Обычно дверь в кабину закрывается на электрический замок и блокируется. Это делается для безопасности. Чтобы во время полета посторонние не вошли к пилотам и не помешали их работе. В случае если дверь закрыта, Вы туда не попадете. Сломать ее сложно. Она имеет титановый каркас, обшита металлом, а сверху пластик. Но допустим, дверь открыта, и Вы туда попали.

Первое, что нужно, это, как ни странно, ничего не трогать. Почему? Потому, что самолет идет на автопилоте. В противном случае, давно упал бы. При следовании на эшелоне, самолет управляется системой автоматического удержания на курсе и высоте. Если Вы начнете перемещать органы управления, в значительном диапазоне, то автопилот отключится, полагая, что летчик берет управление на себя. Но Вы к этому пока не готовы. Поэтому занимайте левое кресло, и вникайте в ситуацию.

Сначала, сориентируйтесь, на каком эшелоне идет самолет, каким курсом, и с какой скоростью. ( см. рис. 1)

текст при наведении

Обратитесь к панели радиосвязи, и выставите на ней международную аварийную частоту 121,5 мГц, на которой Вы сможете вызвать УВД (управление воздушным движением), и сообщить о своем невеселом положении. Она находится между креслами пилотов, на так называемом подиуме. Выглядит так: ( рис. 2 )

текст при наведении

Связавшись с УВД и получив инструкции, в каком аэропорту Вас примут, и на какую полосу, приступайте к действиям. Вообще-то, самолеты в небе двигаются по определенным маршрутам – воздушным трассам. И летать как угодно не должны. Но в данном примере отступим от этого правила, чтобы еще больше все не усложнять. Допустим, Вы находитесь юго-восточнее Ростова на Дону, посадку разрешили выполнить в этом аэропорту (URRR), на полосу 4. Это говорит о том, что диспетчер разрешил Вам выполнять заход на полосу курсом 40. Возьмите бумагу и авторучку (в кабине этого добра навалом), и запишите все инструкции, которые даст УВД. Уточненный курс – 39 градусов, частоту ILS. В частности 110,5 мГц, векторение (направление на аэропорт).

Выставите частоту ILS на панели радионавигации. Вот так: (рис. 3)

текст при наведении

Далее, обратитесь к панели автопилота ( рис.4 ).

текст при наведении

Не отключая автопилота, вращая соответствующие рукоятки, установите следующие параметры: Высота 2500, вертикальная скорость минус 1900 (- 1,9 м/с ), курс ILS 039, Скорость поддерживаемая автоматом тяги 248 узлов (это скорость выпуска закрылков в позицию 5 градусов). Включите кнопку отображение аэропортов, если она не включена. Посмотрите на навигационный прибор. Поворачивая переключатель масштаба карты, добейтесь того масштаба, при котором будет виден кружок, с надписью URRR - радиомаяк Ростова на Дону. Поворачивая настройку курса, совместите курсовой маркер (рис. 1) с меткой маяка, и нажмите кнопку HDG SEL. На панели загорится кнопка-лампа FMC, сигнализирующая о том, что самолет перестал выполнять программу полета, заложенную перед взлетом в бортовой компьютер. Нажмите ее. Тем самым Вы сообщаете компьютеру, что теперь будете программировать автопилот сами. Самолет начнет ложиться на курс, который Вы только что выбрали. Именно так, крутя ручки настроек, и будете управлять самолетом почти до самой посадки. Установите требуемую высоту. Это высота круга аэропорта. Я не знаю, какая в Ростове, поэтому ставлю для примера 2500футов (760 метров). Точную высоту Вам сообщат в УВД. Установите скорость снижения. Не более 2 м/с. Иначе начнет сильно расти скорость. А нам ее надо будет сбрасывать. Нажмите кнопку V/S. Самолет начнет снижаться с указанной вертикальной скоростью до указанной высоты. На навигационном приборе появится зеленый полукруглый маркер. На сленге он называется "грин банана". Он обозначает место, в котором самолет достигнет установленных Вами параметров. В случае, что изображен на рисунке, он расположен близко к аэропорту. Значит, долетев до аэропорта, мы окажемся на высоте круга, со скоростью выпуска закрылков. Это Вам и надо. Если это не так, можно попробовать немного изменить значение вертикальной скорости, наблюдая, как перемещается зеленый маркер.

Далее, самолет полетит до точки расположения радиомаяка аэропорта под управлением автопилота. Незадолго до того, как он ее достигнет, нажмите еще раз кнопку HDG SEL. Самолет перестанет удерживать курс. Но если Вы не будете трогать штурвал и педали, то он сохранит движение в прежнем направлении. Теперь, для захода на посадку Вам потребуется выполнить так называемую "коробочку". Прямоугольную схему для точного выхода на посадочный курс. В этом Вам будет помогать диспетчер подхода. Частоту связи с ним Вам сообщит УВД. Выставите ее на панели радиосвязи ( рис. 2) и нажмите активацию. В настройке курса выставите курс посадки ( рис. 4 ). В Вашем случае 039.

Достигнув точки в 2 км. от маяка, нажмите еще раз кнопку HDG SEL. Самолет начнет ложиться на курс полосы. Дистанция 2 км, нужна для совершения поворота. Вообще-то она точно рассчитывается, но для простоты, опустим это. В это время Вы пролетаете над полосой, и разворачиваетесь на посадочный курс. Тем самым, Вы находитесь примерно в том месте, где должна будет произойти посадка, только на высоте 2500 футов. Чтобы сесть, выполняем заход. В каждом аэропорту есть схема захода и выхода. Она привязана к трассам, и в 2 словах это не объяснить. Поэтому, будем действовать проще.

Продолжение следует.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

комментировать

26

И так, продолжаю.

Заход выполняем, производя 4 разворота в том направлении, в котором укажет диспетчер. Допустим, он дает левую "коробочку". Ориентируясь на концентрические окружности расположенные на навигационном приборе, определяем расстояние. При необходимости масштабируем карту. Нам надо пролететь 15 км. курсом 39, и сделать поворот налево под углом 90 градусов. Поскольку достигнута скорость выпуска закрылков, выпускаем их в позицию 5 градусов. Это третье положение рычага закрылков. Вот он (рис. 5)

текст при наведении
Рычаг перемещается после того, как Вы его приподнимите, и он выйдет из фиксатора на гребенке. В процессе выпуска закрылков, Вы услышите характерный звук механизации, а на панели стрелочный индикатор закрылков покажет их положение (он показан на рис. 6)
текст при наведении

В настройке скорости установите значение 190. Вам нужно гасить скорость.

При подходе к точке, которую Вам ранее сказало УВД, допустим, как мы договорились это 15 км, нажмите еще раз кнопку HDG SEL. Выключится удержание курса. Измените курс на 90 градусов влево. А именно на курс 309.

По достижении точки поворота, нажмите опять HDG SEL, и самолет начнет поворачивать на курс 309. Это так называемый "первый разворот". При маневре скорость начнет падать. Автомат тяги будет поддерживать ту, которую Вы выбрали. Потому двигателями Вам управлять пока не нужно.

Но, нужно управлять закрылками. Они меняют профиль крыла, который позволит самолету держаться в воздухе на более низкой скорости. Установите закрылки в позицию 15 градусов.

Второй разворот будет выполняться через 10км. после первого. Так же на 90 градусов влево. Опять нажмите HDG SEL, и установите курс 219. По приближению к точке поворота, опять нажмите HDG SEL, и самолет ляжет на курс обратный посадочному. Он летит параллельно полосе. Полоса находится слева от самолета. Для посадки нужно совершить еще 2 разворота. Лететь, таким образом, придется 33 км. вдоль полосы (15+15+3 км. длина полосы).

Сбросьте скорость до 170 узлов, и переведите закрылки в положение 25 градусов.

В это время нужно выпустить шасси. Вытяните рычаг шасси на себя и опустите вниз. Услышите характерный рокот. На панели загорится 3 зеленые лампочки, сигнализирующие о том, что все стойки вышли и встали на замки ( см. рис. 6).

Готовьтесь выполнять третий разворот. Для этого опять нажмите HDG SEL и установите курс 129 градусов. По достижении точки 15 км. от торца полосы, начнете разворот, нажав все ту же HDG SEL.

Выпустите фары и включите их. Вот этими включателями на потолочной панели (рис. 7). Нажмите их все вниз.

Запустите ВСУ ( вспомогательную силовую установку) В английском она обозначается как APU - Auxiliary Power Unit. Она понадобится после посадки для электропитания бортовых систем после того, как Вы остановите двигатели. Следите за выходом ВСУ на режим по индикатору (рис. 7).

текст при наведении
Поблагодарите диспетчера подхода, и свяжитесь с диспетчером посадки. Частоту Вам скажут. Выставите ее на радиостанции. Проинформируйте диспетчера о своем положении ( борт такой то, подхожу в 3му развороту) и запросите разрешение на посадку. Скорее всего, войдя в ваше положение, его тут же дадут. Выполняйте третий разворот, на курс 129 так же, через кнопку HDG SEL.

Установите скорость 160 узлов, и по достижении ее выпустите закрылки в позицию 30 градусов.

Подходя к четвертому развороту, выключите удержание курса кнопкой HDG SEL и установите маркер курса на посадочный¬ - 39 градусов. На экране навигационного прибора, он будет смотреть в сторону аэропорта. Как только между маркером и меткой аэропорта останется 2 км, нажимайте HDG SEL и ложитесь на посадочный курс. Самолет подойдет к точке входа в глиссаду. Современные самолеты и Boeing 737 в частности, способны совершать посадку в автоматическом режиме, но Вас, как я поняла, интересует, как это можно сделать руками. К тому же, для автоленда, лучше программировать компьютер самолета заранее.

Теперь самый ответственный момент. Установите автомат тяги на скорость 140. Закрылки выпустите полностью, в положение 40 градусов. В любой момент будьте готовы отключить автопилот и автомат тяги, и взять управление самолетом и тягой на себя.

Как только убедитесь, что самолет находится на посадочном курсе, отключайте автопилот кнопкой (рис. 4). О том, что автопилот выключился, сообщит звуковой сигнал в виде нудной серены, и двух желтых кнопок-ламп на панели. Нажмите их. Тем самым Вы проинформируете бортовой компьютер, что сами управляете самолетом.

Для успешной посадки, нужно чтобы самолет находится в ГЛИССАДЕ. Управляя самолетом вручную, добейтесь такого положения как показано на рисунке 8.

текст при наведении
Директорные маркеры в центре шкал, скорость 140, вертикальная не более 4 м/с. Удаление можно уже будет видеть визуально. При нормальных погодных условиях, Вы будете видеть полосу. При плохих, посадить самолет у Вас шансов нет. Впрочем, их и так почти нет.

Еще раз уточните разрешение на посадку. - Борт такой то, на глиссаде, Курс 39, полоса 4, удаление 2,5(допустим, точно надо будет смотреть по факту), прошу подтверждения разрешения на посадку. После его получения, продолжайте заход.

Если все правильно, то вскоре Вы окажетесь в створе полосы, на высоте примерно 100 метров. В этом положении от Вас потребуется принять решение продолжать ли посадку, или уходить на второй круг. Второй вариант, впрочем, как и заход по приводам, рассматривать не буду. Итак, садимся.

По достижении края полосы, высота должна составлять 15-20 метров, вертикальная не более 3м/с, скорость не выше 145 и не ниже 135 узлов. Выключайте автомат тяги тумблером на панели (см. рисунок 4). С этого момента Вы ПОЛНОСТЬЮ управляете самолетом.

С помощью управления тангажом ( штурвал от себя/на себя), держите вертикальную скорость убывающей. С помощью небольших и четких движений штурвалом управляйте креном, держа, таким образом, самолет на посадочном курсе. ( Допустим ветра нет, или он минимален ). ПЕДАЛИ НЕ ДВИГАЕМ! Речевой информатор будет отсчитывать голосом высоту. Поэтому смотреть на приборы Вам не потребуется. Сосредоточитесь на удержании курса.

Продолжение следует.

25

Опять продолжаю. Простите за объем.

Перед касанием, убавьте режим двигателей до минимального, возьмите немного штурвал на себя. Это позволит погасить вертикальную скорость и мягко коснуться полосы.

После касания, переведите рычаг интерцепоров в положение "выпущены" ( рис 9 ) (приподнять вверх и потянуть на себя до упора ), это избавит Вас от прыжков по полосе. Не спешите опускать нос самолета. Делайте это плавно, удерживая штурвальную колонку.

Включите реверс одновременно приподняв оба рычага реверса до упора, и удерживайте в этом положении ( рис 9).

текст при наведении
Удерживайте самолет на курсе педалями. Вот теперь ими можно и нужно управлять. В данном режиме они управляют рулем направления и передним рулевым колесом.

Как только скорость упадет до 60 узлов, выключайте реверс, немного подав рычаги управления двигателями (РУД) вперед. Рычаги реверса опустятся.

Начинайте торможение, нажимая на верхушки педалей. В этом режиме они активируют тормоза колес. Но не резко, и синхронно!

На малой скорости можете управлять наплавлением с помощью дополнительного штурвала, который находится на левой боковине кабины, около Вашей левой коленки, или же педалями, как Вам удобнее.

Доложите диспетчеру о посадке и слушайте инструкции, по какой рулежной дорожке (РД) Вам покинуть полосу. Скорее всего, Вам скажут, что по ближайшей.

Выключите фары и уберите их (рис. 7), (Поднимите вверх все тумблера фар).

Сворачивайте на РД и отъезжайте подальше от полосы, двигаясь на стоянку. Управляйте тягой двигателей самостоятельно. Обычно для движения по РД режим двигателей не превышает 50.

Остановитесь на стоянке, убрав режим двигателей. Установите стояночный тормоз (рис. 9). Переведите генератор ВСУ на борт-сеть, нажав оба выключателя вниз. (рис.7). Отключите генераторы двигателей, нажав оба выключателя вверх. Поставьте оба переключателя режима запуска двигателей в положение OFF. Вытяните на себя, и нажмите вниз стоп-краны двигателей (рис. 7 и 10).

текст при наведении
Выключите топливные насосы все, кроме крайнего левого, который еще питает и ВСУ (рис 10).

Разгерметизируйте салон. Расположенный на потолочной панели, справа, переключатель ALTN переведите в положение MAN (ручное управление), и нажмите переключатель расположенный рядом в положение OPEN. Удерживайте его 5-7 секунд. Откроются пневматические клапана, и давление в салоне сравняется с забортным. Теперь можно будет открыть двери.

После полной остановки двигателей, приступите к эвакуации всех кто на борту.

В общем, как то так. Перечисленные мной действия не являются конкретной рекомендацией как это действительно надо делать, ибо далеки от штатной процедуры, а только отвечают на Ваш вопрос, как в принципе можно посадить Boeing 737. Как это действительно происходит в жизни, можете посмотреть тут.

Правда, без подготовки Вы не сможете совершить нечто подобное. Но если очень хочется, и не жалко от 5 до 10 тыс. руб., можете попробовать проделать все это на тренажере, под руководством инструкторов. Как это сделать всем желающим, рассказано тут. Как это выглядит, можете посмотреть тут.

Мягких Вам посадок!

Знаете ответ?


Закрыть ... [X]

Как устроена кабина Boeing-737 - Как это сделано, как это работает Статусы про то чтобы забыли меня

Боинг 737 как это сделано Боинг 737 как это сделано Боинг 737 как это сделано Боинг 737 как это сделано Боинг 737 как это сделано Боинг 737 как это сделано Боинг 737 как это сделано